Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №17/2007

Lettres d’information

Предложения участников круглого стола: «Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков (французского, немецкого, испанского итальянского) в образовательных учреждениях города Москвы»

Рассмотрев с участием депутата Московской Городской Думы Потяевой Татьяны Александровны; представителей высших учебных заведений: МГПИ, МГИМО, РГГУ; представителей средних общеобразовательных учебных заведений; методистов округов; представителей Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Московского института общего образования; представителей издательства «Просвещение» и «Релод» вопрос о проблемах и перспективах преподавания иностранных языков (французского, немецкого, испанского и итальянского) в образовательных учреждениях города Москвы, участники круглого стола констатировали:

Процессы усиления европейской интеграции, вхождение России в единое европейское образовательное пространство, расширение международного сотрудничества в сферах экономики и культуры настоятельно ставят перед обществом проблему формирования гармонически развитой личности, владеющей несколькими иностранными языками.

В настоящее время в образовательных учреждениях г. Москвы при безусловном приоритете изучения английского языка, остаются в тени, а порой и вымываются из образовательного пространства другие иностранные языки. Таким образом, массовое сознание стихийно способствует формированию монолингвизма в изучении иностранных языков, что идет в разрез с европейской языковой политикой.

По оценкам экспертов в Москве наблюдается ежегодный прирост зарубежных представительств наших партнеров из Германии, Франции, Италии, Греции, Швейцарии и других государств, что, по свидетельству кадровых агентств, значительно повышает спрос на персонал со знанием соответствующих языков. Однако столичное образование все в меньшей степени готово ответить на эти экономические запросы.

В связи с отсутствием в языковой политике как Департамента образования г. Москвы, так и Министерства образования и науки РФ четкой ориентации на многоязычное образование, мы предлагаем усилить общественно-педагогическое и ведомственное внимание к решению этой проблемы.

Участники круглого стола предлагают:

· Департаменту образования г. Москвы:

– Проработать политику языкового образования в столице, в соответствии с существующим европейским языковым стандартом и обязательным развитием многоязычия. Стремиться к тому, чтобы европейская формула «родной язык + 2 иностранных языка» стала образовательным стандартом.

– Включить в программу «Столичное образование» пункт о поддержании многоязычия в образовательных учреждениях различного типа.

– Ввести в Московский базисный учебный план для общеобразовательных школ обязательное изучение двух и более иностранных языков.

– Рассмотреть вопрос о недопустимости сокращения школ с углубленным изучением названных ранее европейских языков. Принять меры к прекращению вытеснения этих языков английским языком, учитывая то, что именно на базе этих школ возможно создание центров билингвального образования – одной из важнейших тенденций в области современного языкового образования в европейском сообществе.

– Рассмотреть возможность сохранения при многопрофильном обучении в общеобразовательных учреждениях разного типа следующего количества часов по изучению иностранных языков:
– общеобразовательный профиль – 3 часа;
– гуманитарный профиль – 4 часа;
– филологический профиль – 6 часов.

– В связи с разным уровнем подготовки абитуриентов, поступающих на романо-германские факультеты иностранных языков педагогических высших учебных заведений (более высокий уровень подготовки у выпускников школ с углубленным изучением языка) рассмотреть вопрос о возможности создания учебных групп меньшей наполняемости (от 5 человек). Это позволит осуществлять дифференцированный подход в обучении и повысит качество подготовки будущих учителей иностранного языка.

– Содействовать улучшению технической оснащенности кабинетов иностранных языков в школах г. Москвы.

– Способствовать обеспечению учебными комплексами по французскому языку и другим европейским языкам в полном объеме.

– В условиях дефицита учителей английского языка, рекомендовать директорам школ, вводить группы с французским, немецким и другими языками, в зависимости от кадрового потенциала школы.

· Правительству г. Москвы и Департаменту образования г. Москвы:
– Изыскать возможность для оказания финансовой помощи столичным школам и ВУЗам, в рамках которых проводится изучение французского, немецкого, испанского и итальянского языков в финансировании обменов учащимися и педагогами с образовательными учреждениями стран изучаемого языка.

· Московскому институту общего образования:
– Разработать специализированный учебный план для школ с углубленным изучением иностранного языка и лингвистических гимназий.

· Совету ректоров ВУЗов Москвы и Московской области:
– Расширить в педагогических ВУЗах городского подчинения подготовку специалистов по основным европейским языкам стран-партнеров России.

· Редакциям газет и журналов: Учительская газета, Иностранные языки в школе, Вестник образования, Учитель; Издательскому Дому «1 сентября»; телеканалу «Столица»:
– Привлекать внимание общественности к проблеме многоязычия в общеобразовательных учреждениях Москвы в связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство.

TopList