Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №17/2007

Mon amie la langue française

Людмила МАКСИМОВА

Единое образовательное пространство классных и внеклассных занятий в УМК ICI

ИЗДАТЕЛЬСТВО CLÉ International выпустило новый учебник ICI, основанный на эффекте сочетания обучения в классе и вне класса в реальных ситуациях общения. Задания для внеклассной познавательной деятельности занимают значительное место в обучении. Чередование классных и внеклассных занятий позволяет осуществить деятельностный и межкультурный подходы к обучению.

Работа в классе основана на принципах коммуникативной методики. Она чередуется с заданиями, которые выполняются учащимися. Изучение каждого урока в ICI делится на три этапа: обучение в классе, внешние виды деятельности, обмен информацией и впечатлениями, полученными при выполнении исследовательских заданий вне класса.

Сначала обучение проходит традиционно по книге для учащегося и рабочей тетради. Однако уже предложенные темы (знакомство с улицей, повседневная жизнь), и особенно методика обучения (наблюдение по фотографиям, знакомство с речевыми клише, конструкция бытовых ситуаций) предполагают дальнейшее взаимодействие с реальным миром.

Второй этап каждого урока заключается во взаимодействии с окружающей средой. При этом происходит закрепление полученной в классе информации. Более того, полученные знания уточняются и дополняются реалиями конкретных жизненных ситуаций.

На третьем этапе знания интегрируются в учебный процесс. На занятиях происходит обмен полученной информацией. Поэтому в каком-то смысле учащиеся являются соавторами данной методики.

Знания, полученные в классе, а также приобретенные во время выполнения творческих заданий, включаются в тест, содержащий все виды речевой деятельности.

Инновация ICI заключается в полной интеграции урочного и внеурочного образовательного пространства. Это соединение происходит в оригинальной, новаторской тетради Fichier Découvertes. Работа с тетрадью является продолжением задач урока. В каждом из шести уроков перед учащимися ставятся конкретные задачи по ознакомлению с франкофонной средой. Эти задачи связаны с темой данного этапа обучения. В начале курса больше заданий на простое наблюдение: посмотреть на уличные сценки, проанализировать поведение людей, прочитать афиши, послушать реплики и т. д. Затем, когда знание языка позволит вступать в диалог, ICI предложит пообщаться с носителями языка.

Задания для внеурочной работы выполняются, когда соответствующий материал пройден в классе. Таким образом, знания, полученные на уроке, закрепляются, дополняются и проверяются практикой. Задания представляют собой, с одной стороны, реализацию компетенций, сформированных на уроке, с другой они позволяют обогатить лингвистический и культурный багаж учащихся за счет интеграции в мир изучаемого языка. Например, отправиться на вокзал, куда прибывают поезда и понаблюдать, как люди приветствуют друг друга, какие слова и выражения они используют.

Например, в уроке 6 задание 2:
Se renseigner à la mairie.
Un garçon et une fille vont se marier. Tirez au sort les mariés.
Allez à la mairie de votre ville. Demandez la liste des papiers nécessaries pour se marier.

Серия вопросов поможет учащимся при выполнении задания:
Interrogez l’employé de mairie :
Combien de mariages y a-t-il chaque année dans cette mairie ?
Quel(s) mois les mariages sont-ils plus nombreux ?
Quel jour préfère-t-on se marier ?
Où le mariage se fait-il ?
Qui doit être présent ?

Чем больше информации и продуктов учебной деятельности вне класса приносят студенты на следующее занятие, тем лучше. Они могут варьироваться: фото, аудиозаписи, схемы, различные предметы. Преподаватель договаривается со студентами о дне, когда результаты внеклассной деятельности должны быть представлены и уточняет, в какой форме будет проходить отчет: устная презентация, таблицы или схемы, индивидуальные письменные работы и т. д. Все эти инструкции помогут учащимся лучше организовать сбор информации и подготовить отчет.

Выполнение некоторых заданий требует предварительной договоренности. Например, в 4 уроке есть задание задать вопрос персоналу учебного центра об их рабочем графике. Или в 5 уроке нужно получить сведения в турагенстве о различных возможностях для путешествия. В этих случаях необходимо предварительно связываться с персоналом учебного центра, с турагенством, получить их согласие, договориться о встрече.

На следующем этапе работы основной проблемой является нахождение эффективного способа донести информацию, добытую учащимися индивидуально или в группах, до всех студентов. Это может происходить несколькими способами:
устная презентация в группе;
групповая работа, имеющая целью сравнить данные;
разработка плакатов, которые будут представлены их авторами;
письменные работы и их презентация.
Виды работ можно комбинировать.

После обмена информацией преподаватель планирует работу над языковыми структурами. Приведем примеры заданий для познавательной внеурочной деятельности учащихся.

1. Изучив темы : « Se presenter », « Nationalités », « Présenter sa famille », « Qui est votre vosine ? », « J’aime/je n’aime pas », преподаватель даёт задание « Présenter une personne ».

Par groupe de trois, les apprenants vont interroger un interlocuteur préalablement sollicité par l’enseignant (collègue, personnel du centre) ou une personne qu’ils connaissent (membre de la famille chez qui ils habitent, ami, collègue…). Il est nécessaire de faire une photo ou un dessin de la personne. Chaque apprenant colle ce dessin ou cette photo dans son fichier. Il doit écrire le nom, le prénom, le courriel, la nationalité, une chose qu’elle aime ou qu’elle n’aime pas. Cette tâche permet de réemployer le vocabulaire étudié.

Dans la classe, les apprenants présentent à tour de rôle les personnes interrogées, avec la photo ou le dessin.

2. Задание « Illustrer un pays de langue française ».

Pour préparer cette tâche, l’enseignant observe avec le groupe les symboles de la France et du Québec dans la page d’ouverture (la loi Jules Ferry ; la devise du Québec ; la Marseillaise; le drapeau bleu, blanc, rouge ; Marianne; la Déclaration des droits de l’homme et du citoyen; Liberté, égalité, fraternité).

L’enseignant demande aux apprenants quells sont les symboles de leurs pays.

Il leur demande ensuite de garder pendant une semaine des objets représentant la France (tickets de caisse, tickets de bus ou de métro, cartes postales, publicités, journaux gratuits, étiquettes sur les produits, timbres sur les letters…).

Le groupe rassemble tous les objets rapportés. Chaque apprenant colle sur sa carte de France les objets qui, pour lui, représentent la France. à tour de rôle, chaque apprenant montre sa carte au groupe et cite les objets collés dessus. Les étudiants comparent leurs cartes. Certains apprenants arrivent avec les mots nouveaux pour le groupe, cela permet d’enrichir le lexique. Ils les expliquent aux autres après en avoir cherché la signification dans leur dictionnaire ou auprès de l’enseignant… Le groupe choisit la ou les plus belles cartes, l’enseignant en fait une photocopie et l’affiche dans la classe.

3. « Mon Journal de vie ».

Ce Journal de vie est une activité guidée, récurrente, à la fin de chaque unité. Les 6 pages de ce Journal de vie pourront être réunies, gardées en souvenir comme une sorte de carnet de route/journal intime, assez simple bien sûr à ce niveau. Les apprenants garderont ainsi une trace écrite de leurs impressions et émotions. L’enseignant pourra proposer comme activité finale la création d’une page collective de couverture de ce Journal de vie.

Le Journal de vie de l’unité 1 s’attache à décrire le vécu de ces premiers jours de classe. à ce niveau, la production écrite est particulièrement guidée. Pour illustrer ce texte, chaque apprenant fait une photo de sa classe sur laquelle il inscrit le nom de ses camarades et du professeurs.

Инновацией в УМК ICI является установка на регулярную связанную тематически с данным уроком управляемую внеурочную поисковую работу учащихся. Используя данную идею и адаптируя ее к своим условиям, мы можем вынести задания Dйcouvertes на период языковой стажировки учащихся. Таким образом, во время лингвистической стажировки студенты вернутся еще раз к изученному за несколько месяцев материалу, сформируют свои компетенции на новом уровне. Знания, подкрепленные практикой, являются особенно прочными, адекватными. Изучение французского языка будет наиболее успешным.

TopList